Ср

23

май

2012

История породы Кавказская Овчарка

Кавказская овчарка является древнейшей породой собак, истоки которой теряются в необозримом прошлом.
Если принять за верную теорию великого этолога Конрада Лоренца о «шакальем» и «волчьем» происхождении различных пород, то кавказская овчарка является ярчайшим представителем второй группы: от своего древнего предка она унаследовала самостоятельность, свободолюбие, бесстрашие и злобность.

Не вызывает сомнений, что непосредственными предками кавказской овчарки является тибетский дог (The Thibet dog), описанный в 1845 году Юаттом (Youatt). И хотя у многих специалистов эта тема вызывает раздражение (заметим - справедливое раздражение, поскольку тема эта уже набила оскомину), мы не можем не отметить то очевидное сходство, которое существует между «реконструированным» тибетским догом и кавказской овчаркой.

Придя с Востока, древние собаки древние собаки распространились на огромной территории, где они использовались как боевые, травильные и пастушье-сторожевые. К сожалению, многие не совсем точно понимают разницу между пастушьими (чабанскими) собаками и собственно овчарками. Дополнительную путаницу внесло и причисление того же Кавказца к овчаркам.

И действительно, «овчарки» (Schaferhunde) - немецкие, шотландские, шелти, пули и другие - это собаки европейского происхождения, имеющие не слишком древнюю историю, претерпевшие серьезнейшие изменения под воздействием человека, или вовсе созданные им с определенной целью. Эта цель - управление стадом. Понятно, что такую работу лучше могут выполнять некрупные, подвижные, контактные и послушные собаки.

Пастушьи собаки (Hirtenhunde - нем., Woolfhound - англ.) имеют древнейшее происхождение и их основная функция - охрана стада от хищников и «лихих людей». Они мало подверглись человеческой селекции и отличаются внушительными размерами, злобностью, самостоятельностью. Что и понятно - только такие собаки могут противостоять крайне серьезным врагам, каковыми являются чужие люди и дикие звери.

Проведя «линию» от Тибетского дога к современным нам собакам, мы можем отметить, что «догообразные» разделяются на три большие группы:
1) истинные пастушьи собаки, или волкодавы;
2) настоящие короткошерстные доги;
3) длинношерстные доги.

К первым, наиболее древним, относятся кавказская и среднеазиатская «овчарки», анатолийский карабаш, болгарский горан, чехо-словацкий волкодав, маремма и др.

Ко вторым относятся собственно доги - бордоский, немецкий и др., а также мастифы (английский, испанский и т.д.), мвстино, бульмастифы и др.

И, наконец, к третьей группе относятся хорошо известные сенбернары и ньюфаундленды.

Примечательно, что представители первой и второй групп даже могли противостоять друг другу во время военных действий. Например, во время воен армянского царя Тиграна II с римлянами (I в. до н.э.).

И уникальность кавказской овчарки заключается в том, что с тех пор она практически не изменилась! А ведь с тех пор прошло больше тысячи лет.

Поголовье кавказских овчарок сформировалось на территории между Черным и Каспийским морями, и можно сказать, что порода в целом - это древние собаки, приобретшие специфические черты под воздействием условий (прежде всего климатических) этого региона. В этом можно убедиться, сравнив наших «отечественных» овчарок - кавказскую и среднеазиатскую.

В государствах Кавказа собаки ценились очень высоко. Например, изображение головы кавказской овчарки украшало гербы некоторых грузинских князей. У древних армян существовал культ собак - Аралэз. По легенде об Ара Прекрасном эти священные собаки по приказу царицы Шамирам (Семирамиды) вылизывали раны мертвого Ара, чтобы воскресить его. Эта легенда восходит корнями еще к войнам закавказского государства Урарту против Ассирии времен IX-VI вв. до н.э. (Таймакин, Моисеенко, Бушняк. «Кавказская и среднеазиатская овчарки в Крыму», Тюмень, 1999).

Вероятно, здесь уместно небольшое отступление. Поскольку речь идет о периодах человеческой истории, сведения о которых отрывочны и не всегда точны, вряд ли можно с уверенностью говорить о конкретных создателях кавказской овчарки.
В качестве одной из «нетрадиционных» точек зрения мы можем привести следующее мнение:
Уже в наши дни армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие индоевропейские корни происхождения русского и армянского народов, обратил внимание в своем итоговом труде «История России: Армянский след» (М., 1907), что термин «рус», часто встречающийся в древнеармянской клинописи, также означает «русый» в смысле «светловолосый».

С. М. Айвазян проанализировал весь свод данных, касающихся распространения в Закавказье имен и названий с корнем «рус». Как известно, в древнем государстве Урарту еще во времена расцвета Ассирийской державы правила целая династия царей с именем Руса, а один из городов, бывший, как можно предположить, некоторое время столицей, назывался Русаин (Русин). Армянский исследователь, специалист по древним текстам, разъясняет, что клинописный знак «са» имел также однозвучную вокализацию и алфавитно-буквенное выражение. В таком случае имена урартских царей прочитываются как Рус I, Рус II и Рус III. С. М. Айвазян отстаивает «араратскую концепцию» происхождения славян и армян. Их совместное местонахождение в глубокой древности в Южном Закавказье вовсе не противоречит теории Полярной прародины индоевропейцев и других народов мира. Просто на каком-то отрезке времени Кавказ превратился в своеобразные «ворота» для миграционного продвижения протоэтносов с Севера на Юг. Но если протоармяне навсегда остались в районе, чьим символом стала гора Арарат, то для протославян данный регион стал лишь одним из перевалочных пунктов их блуждания по Ближнему Востоку и Средиземноморья прежде чем они окончательно обосновались в местах нынешнего расселения.

Как видим, у славян, возможно, даже больше оснований считать кавказцев «отечественными» собаками, чем мы сами привыкли считать.

Следующий этап развития кавказской овчарки охватывает середину XVIII - начало XX вв. В это время человечество начинает интенсивно развивать всевозможные технические средства и приспособления, связь и транспорт.
До этого времени кавказцы жили в относительной изоляции и развивались методами так называемой народной селекции. И, надо сказать, благодаря этому кавказец оставался все той же грозной охранной собакой, изумительные характеристики которой оказались востребованы в новое время.

150 лет тому назад началось завоевание Кавказа Россией. В это время кавказцы с успехом использовались как сторожевые (охрана обозов, лагерей) и в русской, и в турецкой армиях во время русско-турецких войн. Более того, использовались они и как полноценные боевые единицы. Примеры работы этих собак поручик турецкой армии Нури Халил. В русской армии специальным приказом эти собаки были введены для охраны всех крепостей театра военных действий (компания 1765-1774 гг.).

В 30-х годах XX века кавказская овчарка получает мировую известность. Выставка в Нюрнберге, где впервые демонстрировались эти собаки, стала сенсацией в кинологическом мире. Об этом свидетельствуют отзывы о к.о., получивших прозвища «Смерть капиталу» и «Красные гиганты».

Но …. Сложное время в истории нашей Родины не могло не отразиться на породе. Уже в 30-е годы раздавались голоса о бедственном состоянии аборигенных овчарок Кавказа …. В 1934 году Кошелев и Тимамук в работе «Пастушье-сторожевые собаки в совхозах Северо-Кавказского края и собаководство Армении» писали: 
«Печальную картину представляет собой дело разведения собак. Сук и молодняка почти нет …. 

По своим экстерьерным качествам собаки представляют собой бракованный материал.

… Ценное собачье хозяйство многих районов Армении совершенно разорено. Если раньше высота кавказской овчарки достигала 70 см, то теперь высота большинства собак равна 55 см», - читаем мы в книге Калинина, Ивановой и Морозовой «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения» (Москва, 1992 год).

Положение усугубили насильственная депортация кавказских народов и развитие коммуникаций, способствовавших метизации кавказских овчарок, Великая Отечественная война.

Но, слава Богу, кавказца не постигла судьба монгольской и киргизской овчарок. 

Благодаря профессорам Ильиной и Боголюбскому, а также Вайсману и Мазоверу, кавказских овчарок удалось не только описать, но и сохранить.

Вплоть до 70-х гг. эти собаки появляются на выставках, а затем в истории породы начинается «новейшее время» - период заводского разведения.

В 1988 году в Ильинском состоялась Первая Всесоюзная выставка служебных собак отечественных пород. Появились центры разведения кавказских овчарок в Ленинграде, Днепропетровске, Киеве, Москве, Донецке и многих других городах. Целенаправленная работа ведется в питомниках «Красная звезда», «АЗЛК», «Московский мясокомбинат» и многих других.

В книге В. Тян «На ринг вызываются …» (Москва, 1990) сообщается, что: «сейчас порода в надежных руках, вниманием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточенно основное племенное ядро породы».

Но на долю кавказской овчарки выпало еще одно испытание - испытание небывалой популярностью.

В 1993-1995 гг. создалось такое впечатление, что кавказской овчаркой занимаются решительно все …. Трудно даже определить степень ущерба за эти годы размножения!
Но порода выжила. Выжила преимущественно благодаря своим уникальным свойствам - жизнестойкости, здоровой наследственности.
Что же представляет собой кавказская овчарка сегодня?

Признанная во всем мире (монопородные объединения - клубы существуют во многих европейских странах, США и Канаде), составляющая предмет национальной гордости кинологов России, Украины, Беларуси, порода продолжает развиваться.

И хотя со стороны может показаться, что кавказская овчарка переживает не лучшие времена, в породе происходят здоровые и нужные процессы.

Миновав (с потерями, но миновав!) породный бум, селикционеры-кинологи получили возможность спокойно работать, освободив свои ряды от «бизнесменов», нечистых на руку.

Наверное, сегодня действительно можно сказать, что порода находится в надежных руках.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Павел (Воскресенье, 21 Август 2016 09:07)

    Овчарки, особо волкодавы - лучшие собаки.

Приглашаем посетить

Контакт