Несмотря на рост популярности среди заводчиков среднеазиатской овчарки, увидеть эту собаку на дрессировочной площадке удается нечасто. Это связано с тем, что:
• во-первых, отсутствуют официально признанные отечественные программы подготовки азиатов;
• во-вторых, игнорируются рабочие характеристики племенных собак и предпринимаются попытки применить к ним общепринятые методики дрессировки, основанные на вызывании у
собаки неприятных или болевых ощущений, пытаясь избежать которых, животное совершает нужные действия.
Данный способ приемлем для собак с низким порогом болевой чувствительности. У азиатов же этот показатель достаточно высок, поэтому традиционные методики дрессировки не
дают особого эффекта;
• в-третьих, некоторые хозяева отрицают (особенно владельцы неплеменных собак, живущие в городе) необходимость дрессировки. Такие люди, как правило, останавливаются на
приучении собаки к выполнению минимального набора команд, например, к хождению на поводке.
Дрессировке щенка следует уделять не менее 10-20 мин в день. В воспитательном процессе должны принимать участие все члены семьи, причем обучение должно проводиться по одинаковым правилам, кто бы ни занимался с питомцем.
И все же среднеазиатская овчарка, как исконно рабочая порода, нуждается в дрессировке. К 9-месячному возрасту породистый питомец уже должен быть воспитан, поэтому начинать
обучение азиата следует как можно раньше, по достижении им возраста 3-5 мес.
Большое значение придается выбору вида обучения. Для щенков-азиатов наиболее приемлемыми признаются имитационное обучение (подражание) и оперантный метод (метод условных
инструментальных рефлексов или мотивированная дрессировка).
О подражании было рассказано ранее, а на оперантном методе необходимо остановиться подробнее. Суть его заключается в том, что у животного вызывается или искусственно
создается какая-либо выраженная потребность и предлагается путь или способ (определенный навык) ее удовлетворения.
Помимо игровой, социальной потребности в положительных ощущениях, можно использовать потребность питомца в пище. Однако в любом случае потребность должна быть
доминирующей, способной оказать влияние на поведение животного.
В щенячьем возрасте среднеазиатскую овчарку следует познакомить со множеством внешних раздражителей, для этого придется регулярно менять места прогулок. Щенок должен
научиться проявлять безразличие к посторонним людям и собакам. Если такое отношение не будет выработано, животное может стать чрезмерно агрессивным.
Большое значение придается формированию у маленького азиата ряда потребностей: социальной (потребности в общении с хозяином, членами его семьи и другими животными),
игровой (для проведения игр следует использовать различные предметы), потребности в положительных эмоциях.
Ранний период развития важен и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье. Дело в том, что среднеазиатские овчарки стремятся к лидерству в
стае-семье, поэтому в раннем возрасте с иерархической агрессией азиата справиться гораздо легче: малыш, находящийся в зависимости от хозяина, воспринимает последнего как вожака. Чтобы закрепить
эту зависимость, со щенком следует проводить как можно больше времени и не позволять ему проявлять стремление к доминированию.
Необходимо учесть, что проблемы с доминированием надо решать сразу и жестко при малейшем их проявлении, а если владелец не может их решать, собаку надо отдавать. Если
оставить все как есть, ни о какой дрессировке речи быть не может.
Есть несколько явных признаков, по которым легко понять, что собака пытается доминировать над хозяином:
• рычит при приближении хозяина к ее миске или попытке отобрать у нее корм;
• огрызается при попытке хозяина перешагнуть через собаку;
• рычит и огрызается при попытке согнать ее с места;
• настойчиво требует себя гладить, а при прекращении поглаживания начинает рычать;
• забирается на диваны, кровати и кресла, а когда владелец пытается ее согнать, проявляет враждебность;
• проявляет недовольство даже при безболезненных и безобидных гигиенических процедурах;
• не разрешает касаться каких либо частей своего тела;
• охраняет от окружающих какие-либо предметы;
• кобель делает садки на людей.
Необходимо отметить, что азиаты достаточно легко принимают законы семьи, в которой живут, и приспосабливаются к требованиям хозяина (животные отличаются чистоплотностью и
не портят имущество). Однако это касается проживания в доме только одного питомца.
Наличие в семье 2 особей одного пола сразу приводит к возникновению множества проблем: даже если один питомец будет намного младше другого, старший воспримет его как
потенциального претендента на территорию, в результате возникнут конфликты и неизбежная борьба за лидерство. У сук установление лидерства происходит в более мягкой форме.
Конечно, собаке путем воспитания можно привить терпимость к другим животным, тем не менее, чтобы не допустить конфликтных ситуаций, следует заводить пару – кобеля и суку.
Азиатка отличается большей динамичностью, и именно она руководит поведением кобеля, подавая ему пример своим поведением.
При воспитании и обучении азиатской овчарки следует помнить, что эти собаки очень обидчивы и злопамятны. Применение жестких мер наказания к ним недопустимо. Нельзя
постоянно подавлять азиата, ругать его, так как это может привести к потере контакта с питомцем.
Необходимо также учитывать, что среднеазиаты – гордые собаки, которые не относятся к разряду «преданных служак» и «трудоголиков», они практически начисто лишены
апортировочного рефлекса, а выполнять задания представители этой породы будут лишь в том случае, если для них будет очевидной справедливость предъявляемых требований и необходимость их
выполнения.